Трубецкой Евгений Николаевич

Материал из Ярославского Государственного Университета им. П.Г. Демидова

Перейти к: навигация, поиск
Трубецкой Евгений Николаевич.

Трубецкой Евгений Николаевич (05.10.1863 — 23.01.1920) — философ, правовед, религиозный и общественный деятель, приват-доцент Ярославского Демидовского юридического лицея (1886 — 1897).

Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета в 1885 году. Получил степень магистра философии за исследование «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» и степень доктора философии за исследование «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов — его современников».

Преподавал в должности приват-доцента в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (1886—1897), в должности профессора в Киевском (1897—1905) и Московском (1905—1917) университетах, в последнем возглавлял кафедру философии после смерти своего брата князя С.Н. Трубецкого.

В философии был представителем метафизики всеединства, созданной Владимиром Соловьевым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и личное их знакомство: около 15 лет братья Трубецкие были в числе ближайших друзей и собеседников Соловьева. Основной темой философии Е.Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года. Подвергая резкой критике идеи русского мессианства, Трубецкой подчеркивал, что вместе с другими народами русский народ должен выполнять общее христианское дело на пути к всеединству.

Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ (Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.). Был одним из инициаторов, идеологов и главных участников книгоиздательства «Путь» в Москве в 1910—1917гг. и связанного с ним религиозно-философского направления. Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов кадетской партии с момента ее основания в октябре 1905г.; издавал журнал «Московский еженедельник» либерально-консервативного направления (1906—1910); был членом Государственного совета (1916—1917) и участником церковного Собора 1917—1918гг. После революции занял активную антибольшевистскую позицию, в период Гражданской войны находился при Добровольческой армии. Умер в Новороссийске от тифа.

Сочинения

  1. Трубецкой, Е. Н. Избранное / Е. Н. Трубецкой; Под ред. О. В. Кирьязева. — М.: Канон, 1995. — 475 с.
  2. Трубецкой, Е. Н. Энциклопедия права / Е. Н. Трубецкой. — СПб.: Юрид. ин-т., 1998. — 183 с.
  3. Трубецкой, Е. Н. История философии права (древней и новой) / Е. Н. Трубецкой. — Киев: Тип. К. Н. Милевского, 1894. — 444 с.
  4. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. — Берлин: Слово, 1922. — 281 с.
  5. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. — М.: Центр гуманит. информатики «Инфо-Арт», 1991. — 111 с.

Литература и источники

  1. Зеньковский, В. В. История русской философии. / В. В. Зеньковский. — М.: Академический проект, 2001. — 878 с.
  2. Лосский, Н. О. История русской философии. / Н. О. Лосский. — М.: Академический проект, 2007. — 551 с.
  3. Трубецкой Евгений Николаевич // Новая философская энциклопедия : В 4-х т / Под ред. В. С. Степина. — М.: Мысль, 2000—2001. — Т. 4. — С. 114—115.

  

Личные инструменты